Музей ‘Долг и память’

Роль музейной педагогики в организации социального проекта

Социализация ребенка идет успешно в процессе общественной деятельности, идет воспитание музейной культуры, приобретают навыки исследовательской работы, приобретают опыт экскурсионной, поисково-собирательной, усваивают коммуникативные навыки.

Школьный музей, название которому дали сами ребята: «Долг и память» имеет историко-патриотическую направленность. Он создан руками ребят и для ребят, способствует формированию деятельного гражданского подхода к историческим событиям в жизни школы, города, области, страны.

Музей включает такие разделы: «Ветераны живут среди нас», Город древний, город молодой», «Вы прославили нашу Родину и Родина будет славить Вас», «Помни нас Россия». Основное, что подчеркивается при подготовке ребят – это говорить только правду, поэтому внимание во время экскурсий со стороны слушателей идеальное.

Вся работа музея влияет на ребят только положительно. Они становятся воспитаннее, более уважительно относятся к старшим, это просматривается и во время экскурсий и во время поездок. По высказываниям учителей, у ребят изменилось отношение к предметам истории, обществознания. Он служит для передачи социальной памяти, маленьким исследовательским центром. Средствами музейной работы у ребят формируются профессиональные навыки в музейном деле, научный интерес.

Ребятам интересен наш музей. Он передает память местных жителей микрорайона, родителей, родственников учащихся нашей школы. Они узнают о судьбе нашего района, принимают участие во многих торжествах.

Работа с материалами музея

Большая работа проводится в музее и по использованию архивного материала, приказы, их содержание, время, кто издавал данные приказы. Регулярно работает фондовая профильная группа, она следит за учетом и за хранением экспонатов, технических средств.

Большую пользу в создании и пополнении материальными экспонатами, ценными книгами, документами оказала ассоциация интернационалистов нашего района, выпускники нашей школы, родители школы, участники Афганских событий.

Воины-интернационалисты, которые побывали во время военных действий в Чечне, подарили знаки воинской доблести за службу Родине.

Участники Афганских событий сдали в музей огромное количество пластинок, фотографий, сделали подборку материалов о С.Фитерере, который погиб на Курске, о Маттерн А., который погиб в Чечне.

Совет ветеранов великой Отечественной войны нашего района подарили памятные знаки. Книгу «Память» вручил С. Гуров. Книгу «Последний из группы «Джек» Юшкевич Г.В. вручил группе ребят (18 человек) когда мы вместе с группой участников Великой Отечественной войны побывали на 2х дневной экскурсии «По местам группы «Джек». Со всеми ребятами поддерживают тесную связь. Поздравляют с праздниками 23 февраля – Днем Защитника Отечества, 9 мая – День Победы.

Музей пополняется новыми экспонатами, предметами, которые были найдены при очистке Верхнего озера, при перекопке огородов. Порой находят фрагменты таблиц, с записью на немецком языке, делают перевод, определяют значимость этой находки.

Экскурсионное бюро

Наш музей – это экскурсионное бюро. Во всех классах проводятся экскурсии как тематические так и обзорные. Руководитель музея при подготовке экскурсоводов (учащихся 6-8 классов, 25 человек) сначала дает сообщение по всем стендам. Ребята выбирают то, что для них ближе, интереснее и начинают готовить свое сообщение. Их экскурсоводческий материал включает материал анкет, воспоминаний.

Так стенд «История нашей школы» раскрывает жизнь нашей школы не только по фотографиям, но и по документам, экспонатам, воспоминаниям, анкетам, которые собраны ребятами при посещении учителей-ветеранов педагогического труда.

Выступления ребята записывают, подбирают стихотворения в соответствии с темой, когда текст доведен до совершенства (в сложном варианте – для старшеклассников, упрощенном – для начальных классов) экскурсоводы получают право провести экскурсию. Ребята среднего звена это делают с удовольствием.

Связи и контакты

Два раза в год – 8 марта и 1 октября – фундамент нашей школы – ветераны приходят в наш музей для того, чтобы пообщаться, поделиться воспоминаниями. Эти воспоминания раскрывают не только жизнь нашей школы, но и как складывалась жизнь жителей Калининграда начиная с 1945 года. Таки учителя как соломонова Г.П., Бахаровская В.В., Валяева М.С. и другие прибыли вместе с родителями сразу после войны и не по книгам, а из уст учителей ребята узнают о трудностях того периода. Большую помощь в раскрытии вопроса оказывает книга «В начале нового пути» калининградская область 1945-1947 годы. Здесь же нашли материал, который раскрыл деловые качества нашего бывшего директора Кружника А.А.

В нашем музее видится отражение собственной жизни. В витринах собран материал «Музей наших находок», «Музей детских поделок», экспонаты, сделанные руками ребят, денежные знаки, монеты разных стран и нашей страны. Имеются в музее и раритетные, т.е. уникальные предметы. Это «Повседневное обмундирование шведского солдата 1940 года», обращение командующего III Белорусского фронта Василевского и его письмо-ответ нашим ребятам, датированное 14 августа 1965 года. Сувениры ребят, которые подарены учителям в 60-70 годы.

Самая большая группа ребят входит в состав массово-просветительскую, которая проводит уроки мужества конференции встречи с ветеранами Великой Отечественной войн, войнами-интернационалистами, с ветеранами-учителями, выпускниками школы. В музее есть и оформительская группа, которые выпускают газеты, подписывают поздравительные открытки ко Дню Защитника Отечества, 9 мая.

Поддерживаем связь с домом ветеранов – ко Дню победы приходят ребята с небольшими концертом.

27 ноября 2007 года участвовали в перезахоронении старшего лейтенанта медицинской службы Ермолович Станислава Андреевича, который умер от ран 12 августа 1946 года. Захоронен он был на улице А.Невского. В день перезахоронения, не смотря на ненастную погоду, все ребята приняли участие, пришли с цветами.

Побывали и в музее при школе № 2, наших соседей. Многие из ребят не бывали в этой школе. Побывав в музее и услышав рассказ замечательного человека, вернувшись к себе сравнивали, говорили что им понравилось, а что лучше у нас.

Побывали в музее Королевских ворот. Ребята чувствуют себя в музее комфортно, на любой вопрос получают ответ, знают, что нельзя приходить на уроки не выполнив домашнее задание. Действительно школьный музей является точкой преломления культуры и образования.